Логопедическая работа с детьми с дизартрией

Коррекционная логопедическая работа с детьми с дизартрией — это последовательное восстановление речевой функции, спровоцированной поражением мышц артикуляционного аппарата или речедвигательного анализатора. Терапевтический план отличается в зависимости от формы заболевания и степени тяжести, включая комплексное лечение, подразумевающее медикаментозную поддержку, назначаемую невропатологом, физиотерапевтическое воздействие, психолого-педагогическую и коррекционную работу.

Подготовка

Поскольку дизартрия возникает вследствие нарушения иннервации мышц артикуляционного аппарата, к работе с детьми привлекают врачей-логопедов, которые помогают им развивать правильное дыхание, мелкую моторику речевого аппарата и рук, звукопроизношение, силу, тембр и интонацию голоса. Логопедические занятия с пострадавшими от дизартрии детьми проводится систематически и под контролем опытного врача.

Основной задачей на подготовительном этапе становится тренировка мышц для корректного выполнения артикуляционных движений. В зависимости от состояния пациента (гипо- или гипертонус) назначают физиотерапевтические процедуры. Работа логопеда с ребенком с дизартрией на этом этапе включает:

  • логопедический массаж и артикуляционную гимнастику (пассивную, активную);
  • дыхательную гимнастику для тренировки физиологического дыхания;
  • упражнения для нормализации тембра, интонационной окраски, логических ударений;
  • коррекция нарушений звукопроизношения с последующим закреплением правильного навыка;
  • развитие мелкой моторики рук.

Такие процедуры и упражнения нормализуют мышечный тонус, улучшают объем и амплитуду движений.

Коррекция произношения

На этом этапе коррекционная работа с ребенком с дизартрией заключается в обучении необходимым для правильного произношения навыкам. В задачу врача входит:

  • выработка и тренировка основных позиций органов, участвующих в артикуляции;
  • последовательное изучение и закрепление навыка произносить разные группы звуков;
  • развитие фонематического слуха;
  • постановка звуков путем подражания, повторения за врачом;
  • автоматизация произношения ряда звуков в слове;
  • закрепление результата путем последовательного произнесения слогов с глухими и звонкими согласными.

Для каждого пациента в индивидуальном порядке разрабатывается схема последовательности изучения звуков, которая зависит от подготовки речевого аппарата и доступности артикуляционных укладов. Коррекционное воздействие продолжают до полной автоматизации изолированных звуков и совмещают с терапией основного заболевания.

Повышение коммуникативных способностей

После проведенной коррекционной работы дети приобретают навык четкого произношения звуков и слов, но теряют свои умения при смене обстановки, что требует дополнительных усилий для выработки навыка самоконтроля при общении. Врачи-логопеды для этих целей используют упражнения на заучивание наизусть стихов или составление рассказов, а также предлагают задания на развитие модуляции голоса, корректное использование интонаций и логического ударения.

Реабилитация

Предотвратить повторное развитие патологии и вторичных осложнений позволит реабилитация после дизартрии, предполагающая посещение ребенком индивидуальных или групповых занятий, домашнюю работу. Реабилитационные меры особенно важно для малышей, которым в первые годы жизни был поставлен диагноз перинатальная энцефалопатия.

При подготовке к школе дети, поборовшие дизартрию, нуждаются в дополнительных занятиях с логопедом и психологом, что позволит им наилучшим образом настроиться на обучение.

Детский Реабилитационный центр в Атырау

Пройти курс лечения, включающий работу логопеда и психолога, дети с разной степенью дизартрией могут в специализированном Реабилитационном центре, где своих пациентов ждут лучшие педагоги-логопеды.